"- ...Кулебякин, Илья! Ну...ты нам
скажешь, что такое дробь.
- Дробью называется часть какого-нибудь числа.
- Да? Ты так думаешь? Ну а если я набью ружье
дробью, это будет часть какого числа?
- То дробь не такая, - улыбнулся бледными
губами Кулебякин. - То другая.
- Откуда ты знаешь, о какой дроби я тебя
спросил? Может быть, я тебя спросил о ружейной дроби. Вот если бы ты был,
Кулебякин, умнее, ты бы спросил: о какой дроби я хочу знать - о простой или
арифметической... И на мой утвердительный ответ, что о последней - ты должен
был ответить: "арифметической дробью называется - и так далее"... Ну
теперь скажи ты нам, какие бывают дроби.
- Простые бывают дроби, - вздохнул
обескураженный Кулебякин, - а также десятичные.
- А еще? Какая еще бывает дробь, а? Ну скажика.
- Больше нет, - развел руками Кулебякин, будто
искренно сожалея, что не может удовлетворить еще какой-нибудь дробью
ненасытного экзаменатора.
- Да? Больше нет? А вот если человек танцует и
ногами дробь выделывает - это как же? По-твоему, не дробь? Видишь ли что, мой
милый... Ты, может быть, и знаешь арифметику, но русского языка - нашего
великого, разнообразного и могучего русского языка - ты не знаешь. И это нам
всем печально. Ступай, брат Кулебякин, и на свободе кое о чем подумай, брат
Кулебякин..."
А.Аверченко "Экзаменационная задача"
"Два крестьянина вышли одновременно из
пункта А в пункт Б, причем один из них делал в час четыре версты, а другой -
пять. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б,
если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б
такое же расстояние в верстах, - сколько получится, если два виноторговца
продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли сто
двадцать рублей, второму восемьдесят, а всего бочка вина приносит прибыли сорок
рублей".
Решение.
(120 + 80) : 40 = 5 (бочек).
Следовательно, расстояние от пункта А до
пункта Б равно 5 верстам.
Первый крестьянин пройдет это расстояние за 5
: 4 - 1,25 (часа), а второй - за 4 : 4 = 1 (час), т.е. затратит на этот путь на
0,25 часа меньше, чем первый. Поскольку второй крестьянин вышел на четверть
часа позже второго, то они придут в пункт Б одновременно.
"1001 ночь"
Мудрец задает юной деве следующую задачу.
"Одна женщина отправилась в сад собирать
яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было пройти через 4 двери, у каждой из
которых стоял стражник. Стражнику у первых дверей женщина отдала половину
собранных ею яблок. Дойдя до второго стражника, женщина отдала ему половину
оставшихся яблок. Так же она поступила и с третьим стражником, а когда она
поделилась яблоками со стражником у четвертых дверей, то у нее осталось лишь 10
яблок. Сколько яблок она собрала в саду?"
Тема "Системы уравнений"
"1001 ночь"
"Стая голубей подлетела к высокому
дереву. Часть голубей села на ветвях, а другие расположились под деревом.
Сидевшие на ветвях голуби говорят расположившимся внизу: "Если бы один из
вас взлетел к нам, то вас стало бы втрое меньше, чем нас всех вместе, а если бы
один из нас слетел к вам, то нас с вами стало бы поровну". Сколько голубей
сидело на ветвях и сколько под деревом?"
А.П.Чехов "Репетитор"
"Купец купил 138 аршин черного и синего
сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если
синее сукно стоило 5 руб. за аршин, а черное - 3 руб.?"
Чехов описывает, как трудятся над задачей
семиклассник-репетитор и его ученик Петя.
"Петя повторяет задачу и тотчас же, ни
слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
- Для чего же это вы делите? Постойте!
Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка.
Дайте-ка я разделю!
Зиберов (репетитор) делит, получает 3 с
остатком и быстро стирает.
"Странно... - думает он, ероша волосы и
краснея. - Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а
вовсе не арифметическая..."
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
"Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом
делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то".
- Решайте же! - говорит он Пете.
- Ну чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая!
- говорит Удодов Пете. - Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор
Алексеич.
Егор Алексеич (репетитор) берет в руку грифель
и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
- Эта задача, собственно говоря,
алгебраическая, - говорит он. - Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем,
можно и так решить. Я вот разделил... понимаете? Теперь вот надо вычесть...
понимаете? Или вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...
Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается.
Оба они понимают замешательство учителя. Ученик 7-го класса еще больше
конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.
- И без алгебры решить можно, - говорит
Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. - Вот, извольте видеть...
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и
63, что и нужно было.
- Вот-с... по-нашему, по-неученому".
Тема "Свойства 0 и 1 при умножении"
Д.И.Фонвизин "Недоросль"
"Цифиркин. ...Нашли мы трое.
Митрофан (пишет). Трое.
Цифиркин. На дороге ... триста рублей.
Митрофан (пишет). Триста.
Цифиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по
чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три -
три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль.
Г-жа Простакова. Нашел деньги, ни с кем не
делись. Все себе возьми...
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цифиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье
жалуете мне в год десять рублей.
Митрофан. Десять.
Цифиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы
ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить
десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Цифиркин. Сколько ж бы на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль -
нуль. Один за один... (Задумался).
Госпожа Простакова. Не трудись по-пустому,
друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что..."
Тема "Числовые последовательности"
Я. Гашек "Похождения бравого солдата
Швейка..."
"...он начал объяснять более простой
способ запоминания номера паровоза четыре тысячи двести шестьдесят восемь.
- Восемь без двух - шесть. Теперь вы уже
знаете шестьдесят восемь, а шесть минус два - четыре,теперь вы уже знаете 4 и
68, и если вставить эту двойку, то все это составит 4-2-6-8. Не очень трудно
сделать это иначе при помощи умножения и деления. Результат будет тот же самый.
Запомните, - сказал начальник станции, - что два раза сорок два равняется
восьмидесяти четырем. В году двенадцать месяцев. Вычтите теперь двенадцать из
восьмидесяти четырех, и останется семьдесят два, вычтите из этого числа еще
двенадцать месяцев, останется шестьдесят. Итак, у вас определенная шестерка, а
ноль зачеркнем. Теперь уже у нас сорок два, шестьдесят восемь, четыре.
Зачеркнем ноль, зачеркнем и четверку сзади, и мы преспокойно опять получили
четыре тысячи двести шестьдесят восемь, то есть номер паровоза, который следует
отправить в депо в Лысую-на-Лабе. И с помощью деления, как я уже говорил, это
также очень легко. Вычисляем коэффициент, согласно таможенному тарифу... Вам
дурно, господин фельдфебель?"
Тема "Квадратный трехчлен"
А. Бестер "Пи-человек"
"х^2 + x + 41 =
простое число. В любом случае уравнение нарушается при x =
40".
Действительно, при подстановке вместо х натуральных
чисел от 0 до 39 в результате получается простое число, что дает право
предположить, что формула верна при любом натуральном x. Однако,
подставив вместо x число 40, видим, что получается составное
число:
40* 40 + 40 + 41 = (40 + 1)* 40 + 41 = 41 *
(40 + 1) = 41* 41
Тема "Прямая и обратная теоремы"
Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес"
"...У-у! Змея подколодная!
- Никакая я не змея! - сказала Алиса. - Я
просто... просто... я маленькая девочка.
- Ну уж, конечно, - ответила Горлица с
величайшим презрением. - Видала я на своем веку много маленьких девочек, но с
такой шеей - ни одной!.. Самая настоящая змея - вот ты кто! Ты мне еще скажешь,
что ни разу не пробовала яиц.
- Нет, почему же, пробовала, - отвечала Алиса.
(Она всегда говорила правду). - Девочки, знаете, тоже едят яйца.
- Не может быть, - сказала Горлица. - Но если
это так, тогда они тоже змеи!"
Коментарі
Дописати коментар